Психологи утверждают, что правильно сформированная оценка личных качеств ребенка, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь. Существуют определенные этапы формирования самооценки у детей дошкольного и школьного возраста. Чтобы она была адекватной, родителям стоит уделить внимание ее развитию и коррекции, если это будет необходимо.

Самооценку в возрасте  до 3 лет нельзя назвать адекватной, т.к. она имеет абсолютный характер – ребенок усваивает то отношение к себе, которое транслируется взрослыми. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным.

При поступлении ребенка в детский сад в мире ребенка появляются другие дети, с которыми он  начинает общаться, познает их, а через них – себя (ребенок постоянно сравнивает их с собой, а себя – с ними). Если сверстники ему говорят что-то неприятное, он ищет причину в себе. Важно, чтобы здесь включались взрослые, объясняя, что не всегда причина в ребенке.

Завершающий этап формирования самооценки — от 6 до 14 лет – самый долгий, интересный и опасный. Если вы настроены воспитать здорового и счастливого ребенка, задумайтесь над своим поведением. От отношения родителей друг к другу многое зависит. Не создавайте детям завышенные условия. Хвалите! Учите преодолевать трудности.

И, конечно, в формировании адекватной самооценки большую роль играет воспитатель. Его задача состоит не только в том, чтобы профессионально общаться с ребенком, давая обратную связь, но и тактично, терпеливо и умело  реагировать в нестандартных ситуациях.