В России законодательно установлено стимулирование детей за хорошие учебные достижения. В соответствии с ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» учащимся гарантировано право на поощрение за успехи в различных сферах деятельности, включая учебную, спортивную, общественную, научную, научно-техническую и творческую. В школах это право реализуется через выдачу похвальных грамот, благодарственных писем и наград, таких как золотая или серебряная медаль.

Что касается поощрения со стороны родителей, мнения разделяются.

Представим две группы родителей: «Можно» и «Нельзя»

Некоторые родители из группы «Нельзя» считают, что достаточно школьного поощрения и дополнительные поощрения со стороны семьи не требуются, за исключением, возможно, устной похвалы.

В группе «Можно» считают не только важным похвалить детей, но и поощрить их каким-то способом.

Аргументы группы «Нельзя»:

По мнению родителей этой группы, поощрение детей помимо словесного одобрения и школьных грамот может привести к негативным последствиям. Они опасаются, что хвалить детей может привести к развитию эгоизма, капризности и инфантильности, а также заставить их воспринимать учебу как способ получения «плюшек» вместо развития и получения знаний для будущей жизни.

Аргументы группы «Можно»:

По мнению этой группы родителей, дети заслуживают большего поощрения за свои старания и успехи. Они считают, что стимулирование детей достигать больших результатов через поощрение помогает им развиваться и стремиться к большему. Обе группы рассматривают важность успехов в обучении, однако с разных точек зрения: группа «Нельзя» видит это как данность, а группа «Можно» как ценность.

Что рекомендуют специалисты в области психологии?

Важно помнить, что детей не следует наказывать за плохие оценки, использовать оценки как ультиматум для стимулирования или поощрения. У каждого ребенка бывают успехи и неудачи в учебе, и это нормально. Родителям следует поддерживать усилия детей, признавая их труд и используя это в качестве мотивации для дальнейшего обучения. Однако для начала важно научиться правильно поощрять, чтобы избежать негативных реакций со стороны детей, на что указывают родители из группы «Нельзя».

Как мотивировать, чтобы учеба приносила удовольствие?

Эксперты в области психологии выделяют важность поощрения в сфере деятельности, которая интересна детям. Например, если ребенок проявляет успехи в литературе, информатике, физике или других школьных предметах, наилучшим подходом будет укрепление этих сильных сторон.

Чтобы поддерживать мотивацию и интерес к учебе, родители могут предложить детям расширить свои знания, выходя за пределы школьной программы и изучая что-то новое. Развивать стремление к обучению и желание достигать большего можно, посещая периодически тематические выставки, музеи, галереи, а также участвуя в экспериментальных шоу по физике, химии и другим наукам.

По окончании учебного года детей можно порадовать возможностью отправить их в лагерь, выбор которых на сегодняшний день огромен:

— образовательные;
— научные;
— робототехнические;
— спортивные;
— театральные;
— танцевальные;
— музыкальные;
— профориентационные;
— оздоровительные;
— тематические;
— ролевые и другие.

В таких лагерях дети не только отдыхают с пользой, но и заводят новых друзей, развиваются в разных направлениях и получают незабываемые впечатления на всю жизнь.

Особенно приятно, что дети могут сами заработать возможность поехать в лагерь по своему любимому направлению.