Зачем современным детям читать народные сказки? Многие дошкольники никогда не видели русскую печку и не пробовали репку. Да и сюжеты могут быть непонятными: почему ребёнок там уходит в лес один и разговаривает с незнакомцами?

Чему могут научить старые сказки?

У детей в возрасте от 3 до 7 лет формируются понятия добра и зла. В народных сказках очень правильно, очень четко разделены эти категории: есть светлые и темные силы, есть добрые персонажи и есть недобрые. Нет смешивания этих категорий, что для детей этого возраста очень важно. Другой фундаментальный процесс — формирование образов мужчины, женщины, ребёнка, других существ. Совершенно неспроста в сказках мужчины обычно — герои, труженики, люди с твердыми моральными ценностями. Это — базис образа мужчины. Женщины (добрые женщины) в сказках — это обычно матери или верные жены. Притом — красивые. Потому что для ребенка «добрый» — значит, красивый. Дети в народных сказках тоже имеют свой образ: их надо защищать, оберегать. Это важно. В народных сказках, в отличие от современных легенд западной культуры, дети никогда не являются носителями зла. Это всегда добрые, беззащитные существа. Главнейшее, что формируют сказки — твердую уверенность, что всё закончится хорошо, что добро обязательно победит, что герой справится, все преодолеет и будет жить и здравствовать.

Сказки могут быть слишком жестоки, непонятны, нелогичны?

Бояться этого не следует. К психологам ни разу еще не обращался человек, запутавшийся в образах Маши и медведей и не знающий, как теперь с этим жить. В Законе об информационной безопасности народные сказки совершенно правильно отнесены к категории 0+. И это опять связано с базовыми понятиями добра и зла. Зло в сказке должно быть и всегда бывает наказано. Уничтожено, убито, развеяно по ветру. Но — наказание никогда не бывает чрезмерным. Вспомните себя в том возрасте, когда вам читали или вы сами читали сказки. Ничего не нанесло вам травмы, верно? Уже потом, перечитывая во взрослом состоянии сказку, в которой Иван-царевич, например, кормит несущую его птицу собственной плотью, вы ужасаетесь. А в детстве — нет, все нормально. Потому что вы знаете — все закончится хорошо. Птица выплюнет плоть царевича и она прирастет, а его благородство и жертвенность будут вознаграждены. Поэтому «жестокости» в народных сказках пугаться не надо, хотя полезно пробежать сказку глазами прежде, чем читать ее маленькому ребенку. Что касается Маши — читатель всегда сочувствует как раз медведям, а не Маше. И это тоже очень правильно: есть мир животных и есть мир людей. То, что человеку — нормально, может оказаться болезненным с точки зрения зверей. Жить надо так, чтобы не доставлять другим страданий. Это важная сказка.

С каких сказок начать знакомство?

Малышам читают короткие понятные сказки — «Теремок», «Рукавичка», «Репка». Детям до 8−10 лет отлично подходят сказки с более сложными сюжетами — это и сказки про животных, и волшебные, самые любимые детьми сказки. Примерно с 10 лет уже читают былины, легенды, художественную литературу для юношества. Потому что в сказках герои действуют, как правило, под влиянием обстоятельств. Что-то произошло, и они делают выбор, но при этом внутреннего мира героя мы не видим. Герой просто «хороший», не очень-то важно, почему. И сказка заканчивается на свадьбе, потому что дальше в этом возрасте не заглядывают. А вот для детей постарше и для взрослых герои уже приоткрывают причины своих поступков. Сказка — это ситуация, а былина, легенда, беллетристика — это поступок, действие, психология, сложный внутренний мир.

На какие народные сказки, кроме классических («Репка», «Колобок») ещё стоит обратить внимание?

Сказки народов мира — огромная сокровищница. Есть большое количество кочующих сюжетов: так, например, пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» — отнюдь не авторская, это древний индоевропейский сюжет. Но помимо таких известных сюжетов, существует великое множество других. И даже если они строятся по известным шаблонам, их вариаций и «сказочных декораций» в них так много и все они так интересны, что сказки можно и нужно читать всю жизнь.